НОВОСТИ ИНДУСТРИИ

Опыт внедрения системы профессиональной уборки помещений лечебных отделений в ГБУЗ СОКОД

14.09.2017 11:41

В последние годы наблюдается острый дефицит среднего и младшего медицинского персонала в отечественных клиниках. С этой проблемой связан и низкий уровень уборки отделений: в условиях нехватки кадров сложно проконтролировать качество проведения санитарно-гигиенических мероприятий при видимой чистоте помещений, медицинские сестры вынуждены выполнять функциональные обязанности младшего медицинского персонала в ущерб основной работе. Об опыте преодоления перечисленных трудностей в Самарском областном клиническом онкологическом диспансере пойдет речь далее.

О диспансере

ГБУЗ «Самарский областной клинический онкологический диспансер» (СОКОД), начавший свою работу с января 2006 г., является основным подразделением, координирующим деятельность онкологической службы Самарской области. Учреждение состоит из поликлиники на 600 посещений в день, 21 лечебно-диагностического отделения, 16 отделений круглосуточного стационара на 675 коек, операционного блока, где выполняется ежедневно до 60 операций. Ежегодно в диспансере получают лечение более 18 тыс. чел., выполняется до 13 тыс. оперативных вмешательств, в т. ч. расширенные комбинированные реконструктивно-пластические и органосохраняющие операции.

Аутсорсинг или инсорсинг?

В 2012 г. администрацией диспансера было принято решение о поэтапном внедрении системы профессиональной уборки в организации, начиная с 16 отделений круглосуточного стационара. Руководствовались п. 11.13 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», который гласит: «Для проведения уборки (кроме помещений класса А) допускается привлекать профессиональные уборочные (клининговые) компании, работающие в круглосуточном режиме…».

При этом рассматривались два варианта организации профессиональной уборки:

  • Аутсорсинг (outsourcing) – весь процесс организации и проведения уборки передается в ведение сторонней компании, специализирующейся в соответствующей области;
  • Инсорсинг (insourcing) – все ресурс для проведения санитарно-гигиенических мероприятий концентрируются внутри организации.

При рассмотрении первого варианта (аутсорсинг) учитывалось то, что качественные услуги можно получить при условии долгосрочных отношений с одной компанией, однако соблюдение этого условия затруднительно в связи с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (соблюдение принципа обеспечения конкуренции).

Передавая процесс уборки на аутсорсинг, также необходимо понимать, что не все допущенные к аукционам клининговые компании имеют профессиональные знания и практический опыт работы в медицинской организации. Как правило, услуги этих компаний оказываются в строго определенное время, и невозможно их привлечь к проведению внеплановых уборок. Кроме того, нельзя не учитывать экономическую сторону: для государственных бюджетных медицинских организаций эти услуги экономически менее выгодны, чем создание внутреннего структурного подразделения.

Для принятия решения в пользу инсорсинга собиралась информация, анализировался опыт других медицинских организаций, уже применяющих модель инсорсинга, проводились экономические расчеты, оценивалась рентабельность.

Принимая во внимание то, что многие лечебно-диагностические отделения диспансера частично уже были оснащены профессиональным оборудованием для уборки помещений, главным врачом диспансера было принято решение о создании собственного отдела профессиональной уборки и дезинфекции.

Мероприятия по внедрению проекта

Для внедрения проекта было необходимо: разработать и утвердить сервисный план (приложение), издать приказ по организации отдела профессиональной уборки и дезинфекции, выделить помещения, внести изменения в штатное расписание диспансера, закупить оборудование, подобрать и обучить персонал, разработать стандарты уборки.

СОЗДАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ОТДЕЛА

Учитывая, что укомплектованность лечебно-диагностических отделений ГБУЗ СОКОД младшим медицинским персоналом в среднем составляет 60%, персонал регулярно обучается правилам инфекционной безопасности, хорошо знает специфику работы своего отделения. При комплектовании штата Отдела, было решено ввести должности дезинфектора и медицинского дезинфектора, а для уборки помещений задействовать санитаров, не выводя их из штата лечебных отделений. Зная возможности каждого сотрудника, у сестры-хозяйки, осуществляющей визуальный контроль качества проведенной уборки, появилась возможность рационально распределить должностные обязанности. В свободное от уборки время важно было задействовать младший медицинский персонал для выполнения других функций (сопровождение пациентов, доставка биоматериала в лабораторию, курьерские услуги). Кроме того, во вновь созданном Отделе не потребовалось изыскивать помещения для размещения дополнительного количества сотрудников.

ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА

С введением в штатное расписание ГБУЗ СОКОД должности «медицинский дезинфектор» возникла необходимость провести дополнительную подготовку этих специалистов по направлению профессиональной деятельности в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения”», что было осуществлено в Самарском областном центре повышения квалификации. Обучение персонала, занятого уборкой с использованием профессионального оборудования и инвентаря, проводилось непосредственно на рабочем месте. В перспективе обучение этих сотрудников планируется проводить на базе учебно-методического кабинета ГБУЗ СОКОД.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ПУТЕЙ ТРАНСПОРТИРОВКИ УБОРОЧНЫХ СТАНЦИЙ

Вопрос технического оснащения решался в соответствии с требованиями СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», которыми регламентировано наличие порогов в дверных проемах, и, как следствие, были предъявлены высокие требования к техническому состоянию подвижных элементов закупаемой профессиональной уборочной техники.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ПРОВЕДЕНИЕМ УБОРКИ

Объективной и достоверной оценкой проводимых дезинфекционных и санитарно-гигиенических мероприятий является лабораторно-инструментальный контроль. Принимая во внимание количество помещений и площади (17000 кв. м), подлежащие профессиональной уборке, было решено разделить функции контроля. Качество проводимых санитарно-гигиенических мероприятий контролирует руководитель отдела профессиональной уборки и дезинфекции с помощью системы флуоресцентной маркировки с последующим мониторингом результатов уборки в системе EnCompass. Оценка качества проведения дезинфекционных мероприятий проводится бактериологическим методом под контролем госпитального эпидемиолога и заключается в исследовании посевов проб с объектов внутрибольничной среды на БГКП (бактерии группы кишечных палочек), St. aureus, Рs. аeruginosa и обсемененности воздуха на ОМЧ (общее микробное число), St. aureus, плесневые грибы

Первые итоги внедрения проекта

Отдел профессиональной уборки и дезинфекции начал работу 1 апреля 2014 г., хотя на подготовку реализации проекта ушло около года. Говорить о его эффективности пока преждевременно, однако определенные преимущества от внедрения современной технологии уборки помещений организация уже получила, а именно:

  • Обеспечение эпидемиологической безопасности;
  • Единый стандартизированный подход к процессу уборки;
  • Строгое зонирование помещений;
  • Эргономичность рабочего места санитара;
  • Эффективное и рациональное использование имеющихся ресурсов; эстетичный процесс уборки и дезинфекции;
  • Повышение качества медицинских услуг;
  • Повышение престижа профессии санитара

В заключение хочется отметить, что во времена дефицита младшего медицинского персонала наличие такого отделения упрощает работу санитарок при проведении всех видов уборок в палатах, админостативно-хозяйственных кабинетах, коридорах и высвобождает время для ухода за пациентами. Организация работы любой клиники направлена на то, чтобы создать безопасную среду – и для пациентов, и для медицинских работников. Как говорил выдающийся гигиенист Ф.Ф. Эрисман: «Здоровье отдельной личности повсюду находится в зависимости от тех или других общественных мероприятий, способных улуч­шить санитарное состояние».

Источник